История светофора

Автошкола Москвы АвтоМотоКлуб специализируется на подготовке водителей с 1993 года.

Главная > Список статей > История светофора


История светофора

На сегодняшний день ни один водитель, практикующий активное вождение по городу, не мыслит свою жизнь без светофоров. Жители крупных мегаполисов оказываются практически беспомощными, когда происходит сбой в работе светофора, как водители, так и пешеходы. Без помощи автоматического регулирования дорожного движения ситуация на проезжей части становится очень опасной. В этой статье, автошкола Автомотоклуб, расскажет Вам об истории светофора.

Все мы активно пользуемся данным изобретением. Следить за светофорами призывают инструктора, обучая вождению автомобиля. Во время занятий по ПДД так же уделяется много внимания правилам проезда регулируемых перекрестков. Вместе с тем, мало кто задумывался о том, как был изобретен светофор, как он выглядел в самом начале своего функционального пути. Автошкола хотела бы обратиться к истории создания так часто нами используемого светофора и привести некоторые интересные факты.

Световые сигналы для регулирования движения изначально использовались на железной дороге (семафоры). С развитием автомобилестроения и появившейся необходимостью регулировать движение автомобилей и пешеходов в городе людям пришла мысль использовать огни разного цвета и на городских улицах.

Исторически прототип светофора впервые был использован на улице Лондона в 1868 году. Собрал его мастер по железнодорожным семафорам. В качестве указателей были использованы горизонтальная стрелка и стрелка наклонная, под углом 45 градусов, предупреждающая водителей экипажей. Регулировался вручную. Ночью вместо светофора работали газовые рожки, которые вращали вручную. Через год от начала использования первого светофора произошла и первая авария: взорвался сам фонарь и поранил следившего за ним постового. В связи с этим светофор был закрыт из соображений безопасности, его разобрали и забыли о его существовании, несмотря на то, что зеленый и красный фонари нового изобретения привлекали туристов. Был даже издан специальный указ, запрещающий использование светофора.

Начало 20 века было ознаменовано рядом открытий, в том числе и открытием электричества. Электрический свет стали использовать и для светофоров.

Изобретение электрического светофора было запатентовано в 1923 году Гарретом Морганом. Использовать же устройство стали гораздо раньше.

Рассмотрим основные вехи в истории светофора.

В США в 1910 году Эрнст Сирин из Чикаго сделала автоматический светофор. Устройство не имело подсветки, однако демонстрировало определенные надписи: «Стоп» и «Движение».

В 1912 году в Солт-Лейк-Сити появился светофор, работающий на электричестве. Его создатель Лест Вайр не стал получать патент на свое устройство.

В 1914 году появилась система устройств, которая включала в себя 4 светофора и управлялась постовым из будки. Запущена она была 5 августа в Кливленде. Была зарегистрирована Американская светофорная компания. 5 августа считается Днем рождения светофора.

В 1920 году полицейский из Детройта Вильям Потс додумался использовать в устройстве еще один цвет – желтый.

В течение следующего десятилетия светофоры появились в Париже и снова вернулись в Лондон.

В 30-х гг. регулирование проезжей части при помощи светофора добралось и до СССР. Первый светофор в СССР опробовали в Ленинграде (15 января состоялось открытие на пересечении Невского и Литейного проспектов), а потом уже и в Москве на пересечении Кузнецкого моста и Петровки. Устройства облегчили жизнь постовым и зарекомендовали себя, после чего их стали устанавливать массово (с 1933 года). После двух исторических столиц светофор пришел в Ростов-на-Дону.

Устройства в их современном виде связаны с внедрением диодов, примерно в 90-х гг. Также современные светофоры связаны с компьютерным регулированием. Современные «умные» светофоры способны даже автоматически подстраиваться к дорожной ситуации, переключиться самостоятельно в случае непредвиденной ситуации, так как они оснащены датчиками движения и с помощью программы способны оценить ситуацию на дороге. В крупных городах устанавливают синхронизацию всех устройств светофора через единый выносной пульт. От каждого светофора выносится пульт, расположенный в радиусе 250 метров, все пульты объединены в систему через сеть GSM. Алгоритм работы устройств всегда согласуется с ГИБДД, информация же о вышедшем из строя светофоре сообщается инспектору. Программа управления светофорами весьма сложна. Цикл из трех сигналов колеблется по времени от 80 до 160 секунд на разных участках. Одной из новейших разработок в данной области является система SURTRAC, которая реагирует на плотность движения.

Так же в современных мегаполисах стали использовать светофоры с отсчетом времени, позволяющие пешеходам и водителям объективно оценить свои возможности, сколько времени есть для того или иного маневра. Также используют указатели поворотов «стрелки». Недавно в Москве запустили в экспериментальном режиме светофор нового образца, где вместо указателя поворота «стрелки» в качестве запрещающего сигнала используется светящаяся красная окружность. Также разрешающий сигнал оснащен режимом отсчета времени. Подобные светофоры уже зарекомендовали себя в Беларуссии, а теперь пришли в столицу России.

Кстати, мы все привыкли к определенному расположению цветов в светофорах, но оно не всегда было таким. До начала 40-х гг. цвета располагались в обратном порядке (зеленый сверху). Последние в мире светофоры с обратным расположением цветов сохранились в США в городе Сиракьос. Дело в том, что такое расположение там пришлось ввести по политическим соображениям, дабы избежать конфликтов и агрессии среди населения. Основная масса жителей там из Ирландии, чей цвет зеленый, меньшинство же англичан ирландцы стали соотносить с красным цветом и устраивать акты политического вандализма и бить светофоры, где красный стоял выше зеленого. Когда власти пошли на уступки, беспорядки прекратились.

Светофоры используются в мире не только для регулирования дорожного движения, но и в судоходстве, на железной дороге, а так же в Праге существует уникальный светофор для регулирования движения только пешеходов на улице Винара Чертовка, ширина которой всего 70 см.

Не так давно в Новосибирске и Перми были даже открыты памятники светофорам.

 

вверх