Возраст не помеха обучению в автошколе

Автошкола Москвы АвтоМотоКлуб специализируется на подготовке водителей с 1993 года.

Главная > Список статей > Возраст не помеха обучению в автошколе


Возраст не помеха обучению в автошколе

Зима, 18.30, занятие начинается еще при дневном свете, короткие зимние сумерки и вторая половина занятия - это почти ночь, при свете фонарей, романтика, да и только. Дама занимает водительское сидение и готовится выехать на маршрут. Автошкола заложила хорошие знания по теории. Настроение приподнятое, немного волнуется. Переключая внимание, спрашиваю как жизнь, что нового, как настроение и получив стандартный ровный ответ, даю команду поехали. Автомобиль начинает плавное движение, следует выравнивание по ряду, и подъезжаем к первому повороту, дорога свободна. Чтобы не начала дергать руль, начинаю комментировать, заходим на вираж, скорость в норме, рулем отрабатывает нормально, вписываемся в поворот, выходим из виража, немного перекрутила при выходе, пока оценивала насколько подработать рулем, потеряла скорость, выровняла машину, резковато газ, но справилась, общая оценка- 4 балла, едем дальше. Мы занимаемся недавно - третья неделя, пятое или шестое занятие, что- то получается, что -то не очень, но в целом -мы растем и крепнем как водители; оказывается если у нас горит зеленый, то у кого- то красный, и они не поедут. Это удивительное открытие придает нам уверенности, но порой, мы все же излишне долго заглядываемся на остановившиеся на перекрестке машины противника, ожидая от них подвоха. Ничего, это скоро пройдет, еще десяток занятий и мы вполне сможем съездить за кофе или на заправку. А после еще одного десятка занятий сможем добраться до набережной Яузы и проехать с ветерком почти до центра столицы. Но это потом, еще не скоро, а сейчас выполняем перестроение, смотрим в зеркало, поворотник, газ не бросаем, держим, поворотник левый, нет, левый а не правый, газ держим, пропускаем машину, « можем перестроиться?» Этот вопрос рождает бурю эмоций и кажется задача неразрешимой, напряжение резко нарастает, аккуратно вмешиваюсь, помогая плавно отработать рулем, пока догоняющая нас машина ,не сократила дистанцию, перестроение в свой ряд, правый поворотник, держим газ, держим, напряжение спало. Скорость удержали, небольшая заминка с указателями поворота, растерялась с определением дистанции и скорости.

Но держалась молодцом, главное что газ не бросила. Все хорошо, объезд препятствия, поворотник, рядность, газ держит, молодец, правый поворотник, перестроение, немного нервно рулем дернула и ушла глубже в ряд, больше чем необходимо, но это не фатально. Газ не бросила, ряд выдержала, умница. Светофор. Остановились, ждем. 15 секунд – масса времени, она наконец сообщает что её томит:

- Сын вчера уже в сокольники ездил.

Молчу, оцениваю, жду что скажет дальше. Трогаемся, старт в норме, скорость набирает нормально, ряд выдерживает, перестраиваемся, выполняет молча ,спокойно ,сосредоточенно.Едем дальше.

– Сколько занимается?

-Восьмое занятие. Жду что скажет еще.

-Мы вместе начали заниматься. Он правда посвободнее.

Ждет моей реакции.

- На первом светофоре разворачиваемся и едем в обратную сторону.

Смятение, скорость упала, оценивает ситуацию, справилась, скорость выровняла перестраивается, поворотник не забыла, молодец. На светофоре остановилась в крайнем левом по центру ряда до стоп-линии с поворотником, молодец. Замешательство.

- Ждем дополнительной секции или можем ехать?

В соседнем попутном ряду пролетают автомобили, неуверенность, растерянность.

-Конечно ждем, если на светофоре есть допсекция – ждем.

Успокоилась, оценивает ситуацию. Загорелся желтый - тормоз отпустила, зеленый - тронулась, разворот. Руль перекрутила , передержала, газ бросила рановато, скорость маленькая, добавила много - бросила, выровнялась, почти по ряду – страшно, аж жуть, но ничего, в общем-то справилась, заняла ряд, выдохнула, едем.

Ей около 45, когда- то она училась водить машину, сдавала на права, получила их, но не ездила лет 15-20, а тут сын вырос, хочет купить мотоцикл, еле уговорила на машину. Ну надо же соответствовать. И потом в магазины или по делам , если потребуется.

-А теперь едем на “минное поле”.


Интересная штука – мозг человека, в 20 лет - мы молоды, сильны, но к сожалению малоопытны и как раз эта малоопытность толкает нас на новые открытия. Не зная страха и часто не зная сомнений, мы стремимся познавать все вокруг, делаем ошибки и порой не замечая их, мчимся вперед и только вперед. Получаем бесценный опыт отношений и навыков, учимся выстраивать причинно-следственные связи, и берем на себя бремя ответственности и морали. И чем старше мы становимся, тем тяжелее мы ощущаем этот груз. Именно он и тянет, стопорит наш мозг. Мы теперь видим не только то, что лежит на поверхности, действие и результат, но и возможные варианты результатов неправильного действия и всё это отягощается моральной и эмоциональной стороной процесса. Конечно, мы стали старше, умнее или мудрее, аккуратнее и от того более медлительны. Время реакции незаметно, но неуклонно увеличивается, и мы имеем слабость думать, что мы стали старыми и немощными. На самом деле это не совсем так. Исчезла юношеская торопливость и горячность, нам некому и нечего доказывать или конкурировать, мы созрели и как правило самодостаточны. Мы стали больше понимать, мы замечаем тонкости и нюансы, и мы становимся осторожнее, понимая принимаемую на себя ответственность. Недаром говорят, кто понял жизнь, тот не спешит. Вот и правильно, незачем, именно здесь кроется секрет более длительного обучения мужчин и женщин старшего возраста. Но как же самому определиться, смогу я ездить или нет?

Нет ничего проще, надо только честно и без лукавства ответить себе, зачем вам это нужно. Если вы мечтаете объехать всю страну за рулем или ездить в гости и на дачу, то надо учиться. А если вы мечтаете добраться на дачу или посмотреть на страну из окна своего автомобиля, то не стоит беспокоиться. Мечта - вещь очень сильная, она вас поведет и даст силы получить новую профессию. Профессию водителя. Но если вы мечтаете добираться, то вы пассажир, а не водитель. Водитель за рулем работает, а не отдыхает. Спросите себя: « вы готовы постоянно работать?» Работать пока едете на работу, работать на работе, потом работать пока едете с работы домой, на дачу, в магазин, в отпуск.

Человек живет, пока он мечтает, а обучаем ,пока он чего-то хочет; пока мы хотим, мы находим в себе силы, а когда мы не хотим, мы ищем причины. И у нас не получается.

Вспомните старую немецкую сказку - “Бедная Эльза”. Не хочется её пересказывать, но вывод очень простой - незачем перегружать голову тем, что может быть, а может и не быть. Во время движения не надо обдумывать, что может случиться или как это надо было сделать правильно, необходимо ехать и ежесекундно контролировать новую складывающуюся обстановку, нам некогда отвлекаться и анализировать предыдущий опыт, у нас постоянно разворачиваются новые события, и мы обязаны удерживать их под контролем.

Наша первоначальная задача - наработать стереотипы правильного начала движения, спокойной и своевременной остановки, выбора оптимальной траектории и скорости движения, а также работы рулевым колесом. Преодолевая страх первого движения, мы получаем порцию адреналина, в этот момент важно совладать со своими эмоциями, суметь подавить страх и не поддаваться нарастающей панике, действовать спокойно и размеренно. Я считаю, что главный принцип безопасного движения - это своевременность и достаточность. Понимаю, что на первых порах это очень не просто, но тут вступает в дело наше ЭГО и оно начинает зудеть.

– Он уже в сокольники ездил. Или.

–Она на набережную ездила.

Всё это на самом деле очень неважно кто и куда ездил, важна только эмоциональная и практическая составляющая процесса движения. Когда мы научимся азам, мы начнем комбинировать и маневрировать, а потом успевать анализировать и разруливать складывающуюся обстановку. Далее наступит время, когда вы сможете читать дорогу и намного позже понимать и прогнозировать ситуацию. Но на это нужно время. Время и упорные занятия. А годы, сколько вам? 20, 40, 60? Годы просто отражают ваш жизненный опыт и вашу осторожность. Что же касается конкуренции или необходимости быть не хуже чем подружка, то я вам отвечу так: « приходите на занятие, и мы посмотрим, что же вам все-таки нужно». А теперь тихо, мы едем на “минное поле”.


24.02.2014 Москва Лось


вверх