Куда сходить автолюбителю - государственный военно-технический музей

Автошкола Москвы АвтоМотоКлуб специализируется на подготовке водителей с 1993 года.

Главная > Список статей > Куда сходить автолюбителю - государственный военно-технический музей


Куда сходить автолюбителю - государственный военно-технический музей

В предыдущих публикациях наша автошкола АвтоМотоКлуб рассказывала о музеях ретро-автомобилей в городе Москве. Мы продолжаем говорить о том, куда сходить автолюбителю. За зимние праздники мы посетили и можем порекомендовать всем, кому небезразлична история автомобилестроения, посетить Государственный военно-технический музей, находящийся недалеко от Черноголовки (с. Ивановское).

Помимо просмотра экспозиции и тематических выставок, на территории музея организованы катания на БТР, танке, правительственном ЗИЛе и санях (зимой). Радуют цены – 150-200 руб. с человека. Катают, правда, недолго, но проникнуться атмосферой и прочувствовать все особенности передвижения внутри танка можно (особенно, когда будете пытаться там разместиться хотя бы с каким-то минимальным комфортом!) Также на территории музея работает тир (можно пострелять из пневматического оружия), полевая кухня (гречка с тушенкой – 150 руб.), сотрудники регулярно организуют военно-полевые интерактивы с использованием техники и макетов. Входной билет около 200 рублей (есть льготы), об экскурсиях нужно договариваться заранее (около 1000 рублей). Экспозиция достаточно обширная, часть экспонатов находится в крытых ангарах, часть в теплых помещениях, часть просто на улице. Приезжать лучше на целый день, ну и, наверное, летом в хорошую погоду. Время пролетает там быстро, а посмотреть хочется все.

Теперь непосредственно об экспозиции.
На территории музея выставлен уникальный экспонат, который в первую очередь показывают всем посетителям и очень им гордятся – «летающая тарелка». Да, да, с виду этот летательный аппарат ЭКИП именно так и выглядит. Амфибийный, безаэродромный, высокоэкономичный, он разрабатывался в 80-90 гг. рядом НИИ, НПП и авиационных институтов для перевозки пассажиров и грузов в условиях отсутствия взлетной полосы. «Летающая тарелка» может взлетать и садиться с любой поверхности, обладает принципиально новой вихревой системой управления потоками воздуха, реактивным двигателем, работающим как на керосине, так и на водно-эмульсионном топливе, и на водороде, газе. Все использованные разработанные технологии запатентованы в России и за рубежом. ЭКИП может развивать скорость до 600 км/ч, подниматься на высоту до 5-6 км, дальность полета до 2000 км. В аппарате использована и воздушная подушка, дабы осуществлять посадку на воду. Все бы здорово и интересно, и летать бы нам с вами на таких «тарелках», да вот как всегда в России подобные передовые проекты закрывают из-за отсутствия финансирования. Так и проект ЭКИП был благополучно закрыт в 2001 году, а сама тарелка радует посетителей музея.

Теперь о том, что будет особенно интересно нам с вами, автолюбителям. В музее представлена обширная экспозиция гражданских авто. Помимо различных моделей типа «ЗАЗ», «Волга», «Чайка», «Победа», «Москвич», на которых мы не будем особо заострять внимание, в музее можно посмотреть ретро-автомобили производства «Хорьх», «Бьюик». Примечательно, что Бьюик, основатель марки, изначально сделал капитал на сантехнике, а потом решил переквалифицироваться на разработку двигателей внутреннего сгорания и производство автомобилей. Неплохо, однако, у него это получилось! Уникальный экспонат среди всего этого ретро-счастья – гоночный автомобиль столетней давности American La France. Для любителей гоночных болидов будет интересно посмотреть на АМ-01 (эстонское гоночное авто нач. 60-х гг.), подобные болиды уже в 80-90-х охотно закупали и советские, и польские гонщики, и спортсмены из стран Восточной Европы.

Особая тематическая выставка в музее посвящена автомобилям такси и «маршруткам». Можно увидеть в музее и РАФ-977М (старое «маршрутное такси» на 10-11 человек из фильма «Длинное-длинное дело»). Сконструировали его в 50-х гг. в Риге при поддержке института НАМИ. Выставлены и марки ЗИС, ЗИМ, экспериментальный автомобиль-такси ВНИИТЭ (институт технической эстетики) 65 года, в котором конструктор Ольшанский сделал первую дверь, сдвигающуюся вбок, как в современных «маршрутках». Уникальный экспонат – автобус «Юность ЗИЛ-118К». Его разработала группа конструкторов-энтузиастов в свободное от работы время, унифицировав его кузов с лимузином. В музее хранится отреставрированный вариант.

Особое место отведено ретро-автомобилям марки «Форд» (от родстеров 10-х -30-х гг. до военной техники).

Представлена в музее разнообразная военная техника (военные «Додж», «Форд», ГАЗ, БТР, легкие бронированные тягачи, тяжелый «Мерседес Бенц» повышенной проходимости и др.)

Отдельная экспозиция посвящена пожарной технике (автомобили и насосы на ручной и конной тяге, все, что когда-либо использовалось в нелегком деле спасения людей от огня).

Отдельный зал отведен мототехнике. Там можно увидеть такую необычную вещь, как мотовелосипед (экспонат 60-х гг.) А также мопеды «Вятка» того же времени, тульские мотороллеры, «муравьи» на базе мотороллеров, легкие мотоциклы из г. Ковров 50-х гг, довоенный мотоцикл «ХМЗ-М1» (350 куб. см) с завода ТИЗ. Любители облизнутся на красивейший среди немецких довоенных мотоциклов «Zundapp K 800». Уникален и военный гибрид мотоцикла, внедорожника, трактора и тягача для артиллерии «NSU HK-101».

Лично меня очень поразили разработки специальной внедорожной спасательной техники СКБ им. В. А. Грачева. Серия разрабатывалась, начиная с 60-х гг., на заводе ЗИЛ (и элементы использовались с уже имеющейся «зиловской» техники) и предназначалась для спасения космонавтов и поиска спускаемых космических аппаратов. Разрабатываемые внедорожники должны были пройти везде, ведь совершенно непредсказуемо, куда приземлится капсула с космонавтами. Часть разработок сохранилась на полигоне ЗИЛа в Чулково, а часть выставлена в музее. Это амфибия-гигант «ПЭУ-2», снегоходы, мотоболотоходы, спасательный комплекс «Синяя птица» 70-х гг. Интересен шнеко-роторный вездеход «ЗИЛ-4904». Он передвигается по любой поверхности за счет винтов-шнеков, которые вкручиваются в любой грунт, снег, лед, воду, болото. Среди инженеров такие шнеки получили название «архимедовы винты». Однако транспортировать такой вездеход можно только на эвакуаторе, так как шнеки совершенно непригодны для асфальта и твердой поверхности. Два КБ одновременно спроектировали подобную вещь (КБ Грачева и КБ Николаева), одни работали для военно-космических нужд, а другие для лесного и водного хозяйства, однако разработка так и осталась в единственном экземпляре, не пошла в массовое производство. В 70-е гг. спроектировали легкую амфибию «Синяя птица» с корпусом из стеклопластика и алюминия.

Также в музее выставлена спецтехника (аэросани и аэросани-амфибия «АЗ» СКБ им. Туполева). В конструкциях использован металл, а дно из полиэтилена и стеклопластика. А3 стали аварийной машиной –амфибией связи, МЧС и погранвойск. АЗ может передвигаться по болту, метровому кустарнику, глубокому снегу. Эти « саночки» использовали операторы на съёмках «Войны и мира» Ф. Бондарчука. Ведь не зря же им дали награду ВДНХ в 1965 году.

Также в музее можно увидеть опытную машину на воздушной подушке.
Чуть в стороне стоит катер «Москва». По сути плавучий «лимузин» для лиц государства, катер представительского класса. На нем И. Сталин открывал канал им. Москвы.

Среди экспонатов музея можно увидеть первые трактора («Путиловец» и «СТЗ»). Их появление связано со становлением колхозов в СССР, индустриализацией страны.

Отдельно стоят и «АН-2» (многоцелевое изобретение авиаконструктора Антонова), и «ЯК-38» (палубный штурмовик с вертикальным взлетом и посадкой).

Для тех, кто, читая произведения русской литературы, слабо представляет себе, что такое конка, дрожки, двуколка, ландо, пролетка и тачанка, - все эти конные экипажи также можно увидеть воочию.
Вот такое интересное место существует примерно в 60 км от Москвы.

вверх