История номерных знаков

Автошкола Москвы АвтоМотоКлуб специализируется на подготовке водителей с 1993 года.

Главная > Список статей > История номерных знаков


История номерных знаков

Автошкола Автомотоклуб, продолжает рассказывать интересные факты из мира автомобилей. В этой статье мы расскажем про историю номерных знаков автомобиля и поясним, о чем может рассказать «номер» в России. Первые «номера» появились на конных экипажах для их дифференциации, а далее уже, с появлением первых автомобилей, стали использоваться и для них.

Выданы самые первые номера для авто были в Мюнхене (Германия) в 1899 году. Далее эстафету «нумерования» авто приняли Париж (1900), Нью-Йорк (1901), Лондон (1903), Рига (1904). Буквенные символы в автомобильных номерах появились благодаря идее берлинского коммерсанта Рудольфа Херцога, который решил сделать жене своеобразный подарок. Он договорился с властями, что на номере авто его супруги будут красоваться инициалы последней. По мере автомобилизации стран идея с буквенными обозначениями была подхвачена официально. Введение буквенных символов позволило увеличить число выдаваемых номеров, а так же внести дополнительную информацию о владельце автомобиля.

В России сейчас номерные знаки используют для идентификации и учета различного транспорта. Регистрируют как автомобили и мотоциклы, так и спецсредства, грузовики, прицепы, строительную технику. Получают «номера» в подразделениях ГИБДД или в Гостехнадзоре (на спецтехнику, внедорожные средства передвижения). Номерные знаки крепятся на металлических пластинах спереди и сзади ТС, либо только сзади (если это мотоцикл или прицеп, например). Также символический знак может наноситься непосредственно на заднюю поверхность ТС (например, в грузовиках с фургоном). Любители пригонять машины из-за границы сталкиваются с проблемой, что стандартный автомобильный номер бывает трудно прикрепить к неприспособленному для этого автомобилю. Стандартные размеры «номеров» различаются в разных странах.

В крупных городах сейчас можно встретить как современные номерные знаки (соответствуют ГОСТу образца 1993 года), так и те, которые существовали до этого. При введении в 1993 году новых требований к номерам, «старые» номера не отменялись, специально не обменивались, поэтому у преданных своим «железным коням» хозяев остались номера старого образца, вместе с авто.

автошкола автомотоклуб

В СССР номер был стальной, образцы по ГОСТУ 1980 года включали в себя 4 цифры и 3 буквы, расположенные на белой поверхности; светоотражающих надписей на номерном знаке старого образца не было, как не было и флага. Редко, но ещё возможно увидеть на старых автомобилях номера образца 1958 г. (2 цифры, дефис, 2 цифры, 3 буквы белого цвета, фон номера - черный). До 1958 года в СССР существовали номера на желтом фоне (ГОСТ 1947 года), но они сохранились лишь как бутафория на ретро-автомобилях, не имеют под собой документального подтверждения.

Помимо обычных (по современному ГОСТу) номерных знаков на авто, можно столкнуться с принятыми сейчас стандартом специализированными номерами. Какую же информацию несет номер ТС? Рассмотрим подробнее.

В целом для буквенных обозначений в обычном номере по ГОСТу 1993г. используется 12 букв, аналоги которых есть в латинице (русская буква «У» соотносится с «Y»). В левом поле - 3 буквы, 3 цифры (в формате б ЦЦЦ бб); в правом поле - кодовое обозначение региона, где зарегистрировано авто. Присутствует и изображение Российского флага. Государственным стандартом предусмотрено определенное количество номеров для каждого региона (1726000). Это число возможных буквенно-цифровых комбинаций без «трех нулей». Однако население некоторых субъектов Федерации настолько велико и «автомобилизировано», что срочно пришлось вводить дополнительные обозначения для некоторых регионов. Москва, например, использует 7 кодов (77, 99, 97, 177, 199, 197, и недавно появился 777); Московская область – 5 кодов, Питер – 4, Краснодарский, Пермский край – 3 кода. Свердловская и Иркутская область – 3 кода. Если ранее обозначение региона говорило о том, где постоянно зарегистрирован владелец авто, то с октября 2015 года данный код говорит лишь о том, что авто зарегистрировали в том или ином регионе. Ведь с 2015 года стало возможно зарегистрировать авто в любом ГИБДД любого города России.

Стандартные номера для машины – прямоугольные. Номера на мотоцикл, спецтехнику – квадратные. Постоянные номера – на металле, транзитные (временные) изготавливают на бумаге.

Теперь о специализированных номерных знаках.

Номера на желтом фоне используют для такси. Также для транспорта, приспособленного под пассажирские перевозки более 8 человек (например, «маршрутки»), зарегистрированные на ИП.

Номера формата ББ ЦЦЦЦ (2 буквы, 4 цифры) на белом фоне – для прицепов. Раньше их необходимо было дублировать на самом прицепе, сейчас это не требуется.

С 2003 года официальные номера для транспорта МВД РФ синего цвета с белыми символами. 1 буква, 4 цифры – для авто; квадратные – для мотоциклов; 3 цифры, буква – для прицепов.

Военные номера можно опознать по черному фону и белым обозначениям.

Номера, зарегистрированные на иностранных граждан, представляют собой буквенно-цифровые обозначения на желтом фоне. Выдавались они до 2002 года. Выдавались они аккредитованным представителям крупных фирм, банков; журналистам; иностранцам, приехавшим на длительное время (по букве между цифрами можно было даже определить сферу деятельности хозяина).

Отдельная история – дипломатические номера (белые символы на красном фоне). Номера с обозначением «CD» после цифр можно увидеть у глав диппредставительств. С обозначением «С» у лиц, работников посольств, которые имеют дипломатический статус. Обозначение «T» используется для сотрудников посольств без дипломатического статуса.

До февраля 2007 года существовали федеральные номерные знаки (в правом поле был помещен российский триколор без кода региона). Потом их отменили и вышла серия А(ццц)МР 97. Выдавались привилегированным госслужащим, руководящим лицам государственных крупных компаний, деятелям общественных и религиозных организаций. Сотрудники ГИБДД кусали локти, видя автомобили с «блатными» номерами, так как им официально запретили останавливать такие авто, совершать досмотр. Наиболее известной была серия с тремя буквами «А». Номера эти давали привилегированным сотрудникам ФСО.

Сейчас среди автолюбителей пошла мода на «красивые» номера («зеркальные» номера, номера с повторяющимися цифрами, «инициальные» номера и пр.) В интернете предлагают даже купить подобный номер, заплатив от 300 руб. до 1 млн. Ну, это уже из разряда прихотей… Если же Вам случайно достался интересный номерной знак, то по существующему законодательству при покупке нового авто и продаже старого, номер возможно сохранить (доп. опция в услугах ГИБДД).

Кстати сказать, российским космонавтам в своё время дарили в качестве поощрения автомобили с «именными» номерами, а цифры на номере соотносились с датой полета.

Вот такую полезную информацию может дать номер на автомобиле.

вверх