Как получают права в других странах

Автошкола Москвы АвтоМотоКлуб специализируется на подготовке водителей с 1993 года.

Главная > Список статей > Как получают права в других странах


Как проходит обучение и получение прав в разных странах

В России обучение в автошколе и сдача на права различных категорий за последние два-три года претерпела ряд существенных изменений. С 2013 года была отменена самоподготовка и сдача экзамена «экстерном», теперь у желающих получить права только один выход – автошкола. Программу обучения и сам процесс получения водительского удостоверения пытаются подогнать под европейские стандарты. Сейчас в нашей стране, чтобы получить права, необходимо пройти теоретический курс в автошколе (около 130 часов на категорию «В») и приобрести навыки практического вождения (56 часов на механике и 54 часа на автомате). Это касается и людей желающих получить права категории «А»- только мотошкола поможет в этом, никакого «экстерна», даже если есть водительское удостоверение другой категории.

Также ужесточили правила выдачи медицинских справок для получения ВУ. Ввели обязательное прохождение нарколога и психиатра в государственных диспансерах (а до весны 2016 года ещё и энцефалограмму головного мозга нужно было делать). Но и это ещё не все изменения за последнее время. С сентября 2016 года вступает в силу новый регламент приема экзаменов в ГИБДД, согласно которому будет увеличено число упражнений для выполнения на площадке и введено ограничение по времени на их выполнение. Таким образом пытаются ввести жесткий отсев на кандидатов в водители и сократить число аварий среди новичков, повысить качество подготовки.

Проводя подобную реформу, чиновники опирались на опыт Европы. В связи с этим фактом, хотелось бы немного рассказать, как проходит обучение и сдача на права в разных странах.

Возьмем, например, Германию. Там все тоже очень строго. Прежде, чем приступить к учебе, кандидат в водители должен получить в обязательном порядке справку от офтальмолога, пройти курс по оказанию первой помощи, собрать ряд бумажек. Документы проходят строгую проверку (более месяца), и только потом можно обучаться и сдавать экзамены. В обязательный минимум для сдачи экзамена входит 14 занятий по теории и 12 по практике (более 25 часов за рулем). Практика обязательно включает занятия на автобане и в темноте. Экзамен проходит очень строго. Теоретический тест, помимо ПДД, включает в себя вопросы по определенным ситуациям на дороге, вопросы по устройству автомобиля (всего 30 вопросов). Предусмотрено всего 3 попытки на пересдачу в течение одного года, в противном случае нужно проходить всё по новой. На практическом экзамене ученик должен продемонстрировать навыки уверенного вождения, парковки, езды задним ходом и хорошую реакцию, умение выходить из сложных ситуаций. Кстати, в процессе обучения вождению, инструктора намеренно создают ученикам ситуации, близкие к критическим, и учат из них выходить. Наша система автообразования отчасти опиралась на немецкую в своих нововведениях.

В Италии права получить проще, однако легко их потом потерять за нарушения. Обучаться можно с 18-летнего возраста в специальной школе или у инструктора с лицензией. Число занятий по теории и практике определяет сам ученик. После нескольких занятий по вождению ученик получает «розовый лист». По этому документу можно ездить в течение полугода в сопровождении человека, у которого стаж вождения не менее 10 лет, а потом нужно сдать экзамены. Тест по теории сдается письменно или устно (2 попытки), потом практика. Права выдают на руки почти сразу, но начисляют при этом 20 баллов. Эти баллы списываются за нарушения ПДД, весьма строго. Как только баллы заканчиваются, нужно заново сдавать на права. Согласитесь, мотивирует ездить без правонарушений! Штрафы приходят по почте вместе с фотографией правонарушения. Кстати, в Италии почему-то не проверяют на наличие алкоголя в крови. В Испании с этим строже, однако местные знают все посты (вне постов никто никого проверять не будет!) и после вечеринок в кафе и барах объезжают их.

В Финляндии обучиться вождению можно либо в специальной школе, либо у родственника, который имеет разрешение и дубликаты педалей. По программе там предусмотрено 30 часов практики и 20 уроков по теории. Теорию сдают в виде теста на компьютере, а практический экзамен в городе (нужно проехать полчаса без нарушений).

В США водительские удостоверения называют лицензиями. В каждом штате свои правила получения таких лицензий. Сложней всего система работает в Нью-Йорке. Там получать лицензию необходимо и приезжим из других стран, и американцам других штатов, которые переезжают на постоянное место жительства в Нью-Йорк (в течение 30 дней). При этом обязательно нужно пройти водительские курсы (не менее 50 часов). Стоимость обучения на права в различных штатах колеблется от 300 до 800 долларов. Дороже всего отучиться 16-летним.

Если говорить о расценках на обучение на права, то дороже всего данная услуга обойдется в Японии. Курс протяженностью месяц стоит примерно 5000 долларов. Большинство японцев аккуратно посещают автошколы и сдают на права; те же, кто хочет сдать самостоятельно, могут экзаменоваться в префектуре, но при этом необходимо пройти несколько ступеней сложнейшей проверки. Экзамены, как и пересдачи, платные, до 100 долларов каждая попытка. Пойти учиться возможно с 17 лет, а сдавать – только с 18-ти.

Если рассматривать Индию, то там получение ВУ зависит от имущественного ценза. Обучение в автошколе весьма дорогостоящее, оплатить могут его лишь избранные. Пройдя обучение, можно открыть ученические права, а вот для полноценных нужно сдать экзамен. Однако экзамен по сути номинальный (тронулся, немного проехал, совершил маневр, остановился). Некоторым выдают права на основании факта оплаты автошколы.

Что касается медицинских справок, то в большинстве стран справки для получения прав не требуются (Великобритания, США, станы Европы), В Германии требуется справка от офтальмолога. В России в этом отношении все гораздо строже. И правила сдачи экзаменов тоже, и насколько это оправдано, покажет практика, спустя годы.

вверх