История водительского удостоверения

Автошкола Москвы АвтоМотоКлуб специализируется на подготовке водителей с 1993 года.

Главная > Список статей > История водительского удостоверения


История водительского удостоверения

vy.jpg

В современном мире люди не мыслят своей жизни без автомобиля. Автомобиль из показателя роскоши перешел в разряд необходимых вещей и стал самым распространенным средством передвижения. Все больше молодых людей, ещё даже не достигнув совершеннолетия, стремятся пройти обучение в автошколе и получить права. Ведь вождение автомобиля без соответствующего документа сейчас совершенно немыслимо и противозаконно. Заветная розовая пластиковая карточка с фотографией и персональными данными, продублированными на латинице, дает счастливому обладателю право управлять транспортным средством той или иной категории. И мало кто из студентов автошколы и мотошколы задумывается над тем, когда, как и с чего началась история водительского удостоверения.

В конце 19 века были изобретены первые автомобили. Темпы развития автомобильной промышленности были достаточно высоки, и уже через десяток лет авто появились на улицах городов. Так как автомобиль при неграмотном управлении мог представлять опасность для окружающих, то появилась и необходимость в выдаче специального документа, разрешающего управление транспортным средством. Впервые такую справку (первое в истории ВУ!) выдали во Франции в 1893 году. Получил её парижанин Луи Лепин. В те времена ещё не было экзаменов, специальной подготовки для водителей. Для получения соответствующего разрешения нужно было показать градоначальнику свои умения в управлении автомобилем, иногда созывали для этого случая специальную комиссию, по большей части из любопытствующих.

В России же первые права выдали в 1900 году в Санкт-Петербурге после экзаменов по вождению и знанию города. На рубеже веков в России возник парадокс следующего характера: бюрократическая машина не поспевала за развитием технического прогресса. Автомобили быстрее наводнили улицы городов, нежели чиновники пришли к единообразию в процедуре выдачи и оформления документов для водителей. Доходило до того, что права, полученные в одном городе, являлись недействительными в другом, что уж говорить о другой стране. В 1909 году Россией была подписана Международная конвенция, регламентирующая передвижение автомобилей, вид выдаваемого документа был подогнан под европейский образец, но и эта мера не до конца упорядочила процесс выдачи прав. Только к 1936 году все автомобильные дела взяли на себя органы внутренних дел, что позволило привести к единому знаменателю всю систему контроля. После сдачи экзаменов стали выдавать «удостоверение шофера», сначала бессрочно. Отбирать же права начали в 1956 году, так как усложнились ПДД и появились нарушители.

Другая важная дата – 1963 год, когда СССР примкнул к Женевской конвенции и вступили в силу международные права, в стране начал потихоньку приподниматься «железный занавес».

Пластиковые же карточки появились к 1999 году, позднее они были усовершенствованы. Водительские удостоверения, которые выдаёт ГИБДД сейчас, вошли в обращение в 2011 году. На них есть штрих-код и появились так называемые подкатегории (М, А1, В1). Так же на ВУ нового образца нет отдельной категории «Е» (прицепы), а есть отметки ВЕ, СЕ, DE, в зависимости от того, к какому транспортному средству разрешается прицеп. Водительские удостоверения сейчас выдаются сроком на 10 лет, по истечении которых их необходимо будет поменять (пока без сдачи теории, предоставив медсправку).

вверх