Этика водителя - культура вождения

Автошкола Москвы АвтоМотоКлуб специализируется на подготовке водителей с 1993 года.

Главная > Список статей > Этика водителя - культура вождения


Этика водителя - культура вождения

kyltyra.jpg

За последние годы увеличилось число автомобилистов. Автошкола принимает на обучение все больше людей, которые стремятся пройти обучение, получить права и пополнить ряды автолюбителей. Машина – вещь удобная, комфортная, стала доступна фактически каждой семье. Мотошкола сейчас тоже пользуется популярностью. То ли достаток у россиян все-таки вырос, то ли техника стала более доступной. Ещё в 90-е годы покупка автомобиля была под силу не каждому. Машина являлась вещью статусной. Вместе с тем уровень культуры вождения их владельцев зачастую оставлял желать лучшего. В настоящее время все-таки отмечено повышение общей культуры на дорогах, что приятно. Многие автомобилисты понимают, что такое этика водителя и культура вождения на дороге.

Само понятие этика водителя складывается из нескольких аспектов: отношение водителей и пешеходов, водителей и других водителей (в том числе новичков), отношение государства к происходящему на дорогах и само вождение автомобиля.

Если рассматривать взаимодействия автолюбителей и пешеходов, то первым не следует забывать, что какое-то время назад они сами являлись пешеходами. Следует соблюдать правила дорожного движения, уступать дорогу пешеходам на переходе, аккуратно проезжать лужи во время дождя, чтобы не забрызгать людей на тротуаре, просто быть вежливыми на дороге по отношению к людям, которые передвигаются пешком. Не стоит парковаться в неположенных местах, загораживая проход. Ведь, например, мамочки с колясками не всегда могут протиснуться между запаркованными автомобилями. По дворам надо передвигаться медленно, ведь в любой момент с площадки могут выскочить дети за мячом. Не надо объезжать пробки по «сквозным» дворам, ведь они для этого не предназначены. Водителю, перемещаясь по территории двора, нужно всегда включать сигналы поворота, ведь пешеходы не умеют читать мысли того, кто за рулем, и даже на маленькой скорости во дворе возможны наезды на людей именно из-за не включенных вовремя «поворотников». Заканчиваются они весьма печально. Сейчас в соцсетях идет активная пропаганда вежливости и культуры взаимоотношений на дороге. Создано движение «Стоп-хам», клеймящее позорными и плохо отмывающимися наклейками тех, кто не соблюдает правила парковки, мешая тем самым другим участникам дорожного движения, пешеходам. Выкладываются ролики, где показана элементарная человеческая доброта, вежливость (как, например, водитель выходит и помогает перейти дорогу бабуле). Все это положительно сказывается на уровне общей культуры, доброты. Ролики собирают «лайки», распространяются по цепи. Такая пропаганда доброты, человечности необходима, ведь мы – люди, и ни при каких обстоятельствах не должны об этом забывать.

Пешеходам же в свою очередь тоже следует соблюдать правила, ведь они написаны не только для автовладельцев, но и для них. И если они не хотят учить эти правила, то могут пройти билеты ПДД онлайн и хотя бы так понять правила. Дорогу надо переходить в строго отведенных местах или по подземному переходу (лучше пройти несколько лишних метров, чем подвергать опасности свою жизнь и создавать аварийную ситуацию, перебегая дорогу там, где не следует). Каждый участник дорожного движения должен с детства осознавать меру своей ответственности. Учителям, родителям стоит объяснять детишкам элементарные ПДД, личным примером воспитывать вежливых и сознательных людей.

В отношениях водитель – другой водитель тоже много нюансов. Помимо соблюдения законодательно оформленных правил, есть ряд неписаных законов. У водителей существует даже свой особый «язык» сигналов, свое происхождение он ведет от дальнобойщиков. Направлен он на взаимопомощь на дороге. Например, всем известное «спасибо» аварийкой, тот же самый сигнал может означать извинение, если один водитель случайно «подрезал» другого. На трассе водитель фуры может вам подать такой сигнал, если вы собрались на обгон, а впереди опасность, которую вам не видно. Или несколько раз нажать на тормоз, предупредив тем самым сзади идущую машину, что следует «попридержать коней». Если вас слепит встречная машина, то можно мягко намекнуть ее водителю, включив на секунду свой дальний («друг, переключи, пожалуйста, не один едешь»). Когда водитель начал обгон и понял, что не успевает его завершить, то он дает один или несколько длинных гудков, чтобы его пустили вернуться в полосу. Тут не только вежливость, но и безопасность людей на кону, часто это очень тесно связано. Если водитель замечает препятствие на дороге, то он может подать сигнал встречным автомобилям, переключая ближний свет фар на дальний. И поток встречной полосы сбрасывает скорость. У нас в России так водители предупреждают встречный поток о спрятавшихся впереди в кустах инспекторах ГИБДД. Это конечно делается из чувства солидарности автомобилистами, но стоит помнить, что соблюдать скоростной режим и правила нужно не только перед постом ГАИ. Если вы за рулем и заметили, что у кого-то спущено колесо или не закрыта дверь, то можно, поравнявшись, дать короткий сигнал и указать рукой на неисправность. Если вы едите в крайнем левом ряду, то вас могут попросить перестроиться в менее скоростной ряд, моргнув фарами или включив левый поворотник (последний сигнал чаще применяют в Европе). Самой безопасной скоростью считается скорость потока, поэтому не стоит вставать в левый ряд и задерживать других автомобилистов, держитесь на трассе более комфортного для вас по скорости ряда. Говоря о культуре на дорогах, отдельно стоит сказать о подаче звуковых сигналов. Помните, что звуковой сигнал нельзя использовать без крайней необходимости (например, гудеть в пробках, раздражая других водителей и пешеходов). Он применяется только для предупреждения о возможной опасности. Не сигнальте перед воротами, под окнами домов, зазевавшегося во дворе пешехода лучше тоже не пугать громким продолжительным сигналом. Среди водителей есть люди с разным уровнем подготовки, стажем, опытом. Все водители когда-то были новичками на дороге, поэтому стоит снисходительно относиться к начинающим за рулем, если вдруг они заглохли на светофоре или не смогли вовремя перестроиться. Отточенные навыки приходят только с опытом, зачастую бывает недостаточно закончить школу вождения. Водителю необходимо бороться со своими эмоциями, возникающим раздражением и агрессией.

Понятие культуры на дороге включает и отношение государства к тому, что происходит на дорогах страны. Во-первых, свод правил и предусмотренных за их нарушение наказаний регулирует поведение участников дорожного движения. Но не всегда. Ещё остаются, к сожалению, лихачи, которые не боятся нарваться на штраф и агрессивно ведут себя на дороге. В 2013 году ЛДПР предлагали ужесточить штрафные санкции за «агрессивное вождение» (маневрирование в опасной близости, неоднократные перестроения, игра в «шашечки» в простонародье, резкие торможения и пр.) Госдума тогда отклонила данную поправку к Административному кодексу, так как возникли разночтения в терминологии. Но проблема так и остается не решенной. По-прежнему много людей погибает в ДТП из-за водителей-лихачей, безответственных и бескультурных. В этом году поднялся снова тот же вопрос, законопроект находится в стадии рассмотрения. Во-вторых, стоит заметить, что государство стало благоустраивать дороги и пешеходные зоны. В Москве запущен проект «безбарьерной среды», позволяющий более безопасно перемещаться по городу людям с ограниченными возможностями (делаются пандусы, удобные пешеходные переходы для людей с ограничениями по зрению – желтого цвета, обозначенные ребристыми плитками). Выделяются так же специальные дорожки для передвижения велосипедистов (раньше в городе велосипедных дорожек было крайне мало). В качестве эксперимента сделано несколько светящихся пешеходных переходов, оформленных специальными светодиодами (их лучше видно водителям в темноте). Бульвары огораживаются заборами, чтобы пешеходы не выскакивали неожиданно в неположенных местах и не провоцировали ДТП. Все меры направлены на то, чтобы людям было комфортно, независимо от того, как они перемещаются по городу. В школах проводятся специальные занятия, детям объясняют правила дорожного движения. Понятие культуры на дорогах идет рука об руку с понятием безопасности. Если бы все водители и пешеходы вели себя правильно, культурно, думали об остальных участниках дорожного движения, то и аварий стало бы меньше.

вверх