История мотоцикла в России

Автошкола Москвы АвтоМотоКлуб специализируется на подготовке водителей с 1993 года.

Главная > Список статей > История мотоцикла в России


В предыдущей статье мы разместили интересную информацию: первая автошкола в России. В этой статье мы расскажем о истории мотоцикла в России.

В настоящее время мотошкола обучает для последующей сдачи на права категории а людей, которые в большинстве своем уже умеют управлять мотоциклом и уже имеют права на машину. У многих учеников имеется уже собственный транспорт, в основном это модели импортного производства, мощные, красивые, с различными «наворотами» вплоть до ABS. Те, у кого нет собственного мотоцикла, планируют приобретать опять же импортную технику. Вместе с тем, если заглянуть в историю создания мотоцикла, развития мотоциклетной промышленности, становится немного обидно за судьбу отечественного мотоциклетостроения. Ведь еще каких-то пятьдесят лет назад Россия успешно конкурировала с западными производителями двухколесной техники.

Официально в мире датой создания мотоцикла считается 1885 год, когда немецкий инженер Готлиб Даймлер, решив испытать бензиновый двигатель, приделал его к двухколесному экипажу и проехался вокруг мастерской. Схема устройства вышла столь удачной, что используется и по сей день. Конструкция породила ряд моделей, которые продолжают усовершенствоваться, не меняясь принципиально.

В России же первые попытки серийного создания легких мотоциклов относятся к 1913-14 году. На основе зарубежного опыта.    Московский завод «Дукс» первым начал собирать технику (детали завозили из Швейцарии), но начавшаяся война прервала    производственный процесс. Уже после войны, в 1924-м, в Москве, под руководством Львова была разработана модель «Союз». По  характеристикам там был один цилиндр, двигатель четырехтактный, объемом около 500 кубиков. «Союз» был по сути первый российский  мотоцикл. Прославил же отечественное мотоциклетостроение человек по имени Петр Можаров. В 1928 году в городе Ижевске он  возглавил Конструкторское Бюро, где буквально за один год было спроектировано и сделано 5 новых моделей мотоциклов. Среди них –  ИЖ-1 (с двигателем 1200 куб.см, четырехтактным двухцилиндровым, мощностью 24 л.с.). Модель имела раму с подобием глушителя, что  было ново, большие колеса считались взаимозаменяемыми, что тоже было редкостью. Потом изобретение модернизировали, сделали ИЖ-2 с принудительным охлаждением. С 1930 года группа Можарова творила на заводе «Промет», потом на «Красном Октябре». Одна из наиболее плодотворных моделей того периода – Л-300, трехсоткубовый мотоцикл, выведенный в серийное производство. Через год Можарову дали поручение сконструировать мотоцикл, специально предназначенный для Советской армии, чем он и занялся.

В 1932году был открыт Ижевский завод, прославившийся впоследствии своими мотоциклами на всю Россию. Улучшенный мотоцикл модели Л-300 (ИЖ-7) пошел с его конвейера в серийный выпуск, в массы. ИЖ-7 был очень удачным, крепким, поэтому несколько экземпляров можно встретить у ценителей и по сей день в хорошем состоянии.

В 30-е годы под выпуск мототехники переделали Подольский завод (он выпускал швейные машинки), и опять же П. Мажаров руководил процессом. Параллельно открылся Таганрогский завод (1935). Перед Великой Отечественной войной для армии выпускался М-72. Производилась модель для нужд российских войск в нескольких городах.В Ижевске были усовершенствованы мотоциклы «ИЖ». В результате появились 8, 9, 12 модификации. К сожалению, начавшаяся война перемешала наши достижения. Заводы эвакуировали, изготавливали на них уже имеющиеся модели, нового ничего не изобретали. После войны производство мотоциклов не возродилось ни в Таганроге, ни в Тюмени, ни в Горьком. А вот завод, эвакуированный в Ирбит из Москвы, прославился в дальнейшем даже за пределами нашей страны (марка тяжелых мотоциклов «Урал» ведет свою историю с Ирбитского мотоциклетного завода).

В Ижевске после войны вновь собрали Конструкторскую группу. Привезли немецкие чертежи, фактически скопировали для начала ДКВ «НЦ-350» и выпустили ИЖ-350, потом его модернизируют и назовут ИЖ-49. На трофейном материале постепенно раскручивали советское мотоциклетостроение, и к 70-м годам мотоциклетный завод в городе Ижевск стал ведущим в Союзе. Выпускал он до 350000 единиц техники в год. Фактически наша страна вышла тогда на международный уровень. Среди популярных моделей – ИЖи с «космическими» названиями («Планета», «Юпитер», «Планета-Спорт»). На них с удовольствием колесила сельская молодежь, они часто мелькали в фильмах послевоенного периода (своего рода реклама). Тогда же, после войны, заводу им. Дегтярева в городе Ковров Владимирской области поручили освоить производство мотоциклов. Как прототип в Коврове использовался ДКВ РТ-125. На вывезенном опять же из Германии оборудовании стали серийно выпускать К-125. Одновременно похожую модель стали выпускать в Москве (мотоцикл М1 А «Москва», в простонародье «макака»). Впоследствии «макаками» стали называть все мотоциклы по 125 кубов. Штамповали их серийно в больших количествах. Для массового употребления. Конструкторы были скованы в разработках кубатурой, поэтому мощный послевоенный подъем в 70-е годы сменился периодом затишья в плане новых разработок. Годы перестройки привели в упадок все заводы по производству мотоциклов в России. Сейчас же промышленность крайне медленно начинает подниматься. Однако на фоне доступных импортных мотоциклов наши модели не выигрывают. В Ижевске в качестве основной модели держится «Планета 5», для молодежи сконструировали мотоцикл, напоминающий «чоппер», ИЖ-6 – «Юнкер». Есть также неплохие разработки 50-кубовых мотоциклов, легких. В Коврове создали новую легкую модель - «Пилот», «Восход 3-М» заменили «Совой», с кубатурой 175 или 200.

вверх