Первая автошкола в России

Автошкола Москвы АвтоМотоКлуб специализируется на подготовке водителей с 1993 года.

Главная > Список статей > Первая автошкола в России


Первая автошкола в России

avto (44).jpg

Сейчас люди успешно пользуются разными благами, которые дала им цивилизация, и совершенно не задумываются, как они были получены. Городские жители покупают продукты в магазине, не зная кто и как их вырастил, изготовил; ездят на автомобилях, не особо представляя, кто и как их изобрел. Когда появляется необходимость получить права, записываются на обучение в автошколе , как само собой разумеющееся, и не интересуются, откуда эти самые автошколы взялись и кто стоял у истоков данного направления человеческой деятельности и когда появилась первая автошкола в России. А началось все в самом начале 20 века, не так уж давно по историческим меркам.

В конце 19 века был изобретен двигатель внутреннего сгорания, его применили для создания первых автомобилей (в Европе). Всего лишь за какие-то два десятка лет техническая новинка стала очень популярной, модной, автомобили постепенно стали появляться в разных европейских городах. Конечно же, позволить себе такую роскошь могли не все. Автомобиль был символом положения в обществе. На автомобилях передвигались либо важные государственные лица, либо богатые чудаки-коммерсанты, которые могли себе позволить приобрести первые экземпляры. Россия по технической модернизации транспорта не стала исключением. Однако у нас тех. прогресс слегка запаздывал. Политика госпошлин на ввоз была такова, что России было выгодней закупать технические новинки за границей, а не производить самостоятельно. Но были и российские умельцы, например, Е. Яковлев, флотский лейтенант, изобретатель, «пионер» отечественного автомобилестроения. Так к началу 20 века и на российских улицах техника начала потихоньку вытеснять лошадиную тягу. Возникла необходимость в грамотных специалистах, механиках, водителях. Их необходимо было обучить, подготовить (не выписывать же постоянно из-за границы).

Так в 1906 году была открыта первая Российская автошкола. Называлась она Императорская школа шоферов, функционировала на базе императорского Царскосельского гаража. К 1907 году в штате там числилось 26 человек, механики, «шофферы», как их тогда именовали. Все они носили специальную форму. Нужно принять во внимание, что данная автошкола очень отличалась от автошколы в современном представлении. Тогда не было такого количества дорожных знаков, не разработаны были правила дорожного движения,а о ПДД онлайн даже и представить люди не могли, как и о интернете; разметки (дорог-то еще хороших не существовало!), так что изучалась там техническая сторона. Учебное заведение подготавливало специалистов высшего класса и широкого профиля – механиков и водителей. Шоферу необходимо было уметь безопасно возить императора и его родных, отремонтировать транспорт в случае поломки, уметь следить за его техническим состоянием. Машины тогда были фактически полностью открытыми (в целях облегчения веса), что отрицательно сказывалось на безопасности царской семьи. Во время праздничных выездов водитель выполнял еще и функции телохранителя. За движением на дорогах в начале 20 века следили специальные дружины, сообщества автомобилистов, они же выдавали и различного рода свидетельства, ГАИ было организовано уже много позже. Сначала императора возил его приближенный, Князь Орлов, потом же руководство гаражом принял французский изобретатель Адольф Кегресс, бывший техник на заводе «Лесексер».

Так как первые автомобили закупались за границей, к 1905 году мало кто умел их ремонтировать. Не было специально оборудованных ремонтных мастерских, станций обслуживания, поэтому и выписали грамотного специалиста из Европы, чтобы обучил русских механиков. А ведь некоторые авто уже перемещались с приличной скоростью, разгоняясь до 70 км/час. Необходимо было сделать поездки царствующей семьи комфортными и безопасными, держать парк в технически исправном состоянии 

Вслед за Императорской школой стали создаваться в России и другие автошколы (на базе крупных гаражей, клубов автолюбителей). Например, «Аутотехникум» (1910 год, Санкт-Петербург), шоферские «классы» Семеновского и Крестовского гаражей (при заводе им. И. Пузырева). Автомобилизация в России шла полным ходом, к 1917 году в стране уже насчитывалось около 50 тыс. автомобилей, появились наши умельцы-изобретатели, механики с золотыми руками. Однако политические перипетии 1917 года приостановила этот процесс, Императорский гараж передан был в ведение Временного правительства, Кегресс, технический директор, уехал на родину, многие талантливые изобретатели покинули страну. На территории здания бывшего Императорского гаража организовали мотороремонтный завод и общежитие для служащих, после Второй Мировой там располагалась кафедра автомобилей и тракторов Ленинского сельхозинститута. Это историческое здание существует и по сей день в Питере, сейчас там находится Государственный аграрный университет. Активисты пытаются «отбить» это здание и воссоздать там Императорский гараж.

вверх